Современные мозаичные материалы

06.02.2012

Современная мозаика продолжает и развивает традиции, заложенные практически на всех этапах формирования данного направления декоративно- прикладного искусства. Достижения научно-технического прогресса значительно расширили спектр материалов, применяемых при создании мозаичного декора. Цель данной публикации — обозначить основные материалы, применяемые в настоящее время при создании мозаики.

Один из наиболее древних мозаичных материалов, использовавшихся для создания мозаики - натуральный камень. Богатство цветов, оттенков и фактур позволяет создавать интересный мозаичный эффект. Наиболее распространенный в наше время вид каменной мозаики - мозаика из полированного мрамора или гранита. Могут также использоваться другие поделочные и полудрагоценные камни. Камень пилится на плиты, которые шлифуются, полируются и разрезаются на мелкие мозаичные элементы машинным способом. Затем из элементов составляется мозаичное изображение, которое закрепляется на основу (чаще всего это сетка из полимерного материала или стекловолокна). Таким образим получают мозаику в крупных фрагментах, готовых к укладке. Применяемые в подобном процессе методы обработки камня несколько ограничивают художественные характеристики готовой продукции - обычно мозаика из натурального камня состоит из многоугольников правильной формы (треугольники, квадраты, ромбы, правильные м неправильные многоугольники) и представляет собой в первую очередь различные орнаменты. Наряду с машинной обработкой при создании мозаики из натурального камня может применяться ручной труд, позволяющий создавать более изысканные изображения, но имеющие и более высокую стоимость соответвенно. Закрывая описание мозаики из камня, следует об отностиельно новой тенденции, согласно которой мозаика составляется из необработанного камня (чаще всего используется морская или речная галька). В данном случает декоративный эффект достигается за счет богатства и разнообразия форм исходного материала, но суть составления изображения из элементов теряется.

 

Мозаика из натурального полированного камняМозаика из натурального полированного камня

Мозаичный орнамент из мрамораМозаичный орнамент из натурального мрамора

Мозаика из природного аметистаМозаика из природного камня натуральной формы

Самым древним материалом, применяемым при создании мозаики, является керамика. Научно- технический прогресс не обошел стороной и этот материал - керамика является, пожалуй, самым распространенным облицовочным материалом на сегодняшний день. Производство керамической мозаики мало отличается от производства керамической плитки. Радикальное отличие - размер элементов. Керамическая мозаика состоит из мелких элементов, изготовленных из обожженной глины и покрытых в большинстве случаев глазурью. Элементы могут быть различными по форме, размерам, структуре поверхности и качествам глазурирующего покрытия. Чаще встечаются правильные формы (квадрат, прямоугольник), но могут быть и "свободные" неправильные формы. Один их модных трендов - мозаика по форме напоминающая гальку. Однако, учитывая искуственное происхождение, "неправильность" подобных форм обычно является хорошо замаскированным повтором одного и того же набора элементов. Керамическая мозаика может иметь гладкую поверхность, может быть и рельефной (имитация древних изделий). Окраска поверхности может быть однотонной, а может иметь вид сложной текстуры.

 

Керамическая мозаикаКерамическая мозаика с рельефными вставками

Керамическая мозаика неправильной формыКерамическая мозаика "неправильной" формы

Относительно новым материалом при производстве мозаики является металл. Современные тенденции развития архитектуры требуют соответсвующих материалов. Стиль "хай-тек" превратил метал в актуальный интерьерный материал в том числе и для мозаики. Металлическая мозаика состоит из мелких фрагментов листового металла правильной формы. Могут применяться комбинации различных вариантов обработки поверхности (шлифовка, полировка) а также различные оттенки металла (разные составы сплавов и анодирование).

 

Металлическая мозаикаМеталлическая мозаика

Другой материал, относительно недавно появившийся в мозаике, натуральное дерево - по сути является развитием идеи паркета. Для деревянной мозаики используются обычно ценные породы древесины, а декоративный эффект достигается за счет богатсва оттенков и фактур.

 

Мозаика из дереваМозаика из натуральной древесины

Пожалуй, самым распространенным мозаичным материалом по-прежнему остается стекло. Развитие технологий производства и обработки стекла значительно расширило возможности по применению этого материала в мозаичных работах.

Самый роскошный вариант стеклянной мозаики, который производится в настоящее время - смальта. Технологии производства смальты сегодня мало отличаются от таковых в XVI веке и по прежнему во многом состоят из операций, выполняемых вручную. Смальта является продуктом спекания песка с различными легкоплавкими природными материалами. Нарезка и укладка смальты производится также вручную, что объяснет исключительно высокую стоимость как материала так и готовых работ. С другой стороны каждый кусочек смальты уникален и не похож на другие ни формой ни оттенком и мозаичные работы из данного вида стекла отличаются исключительно высокими художественными характеристками.

Логическим продолжением смальты стало так называемое венецианское стекло. При варке данного типа стекла также используются минеральные красители и добавки, позволяющие получить стекло, окрашенное в массе. Данный способо варки стекла позволяет получить огромное колчество оттенков и многообразие структур. Мозаика может быть однотонной, содержать различного рода вкрапления и разводы из стекла разных оттенков. По визуальных характеристикам такое стекло в достаточной степени напоминает смальту, за что зачастую назывется "смальтированным". Ошибочно (а иногда и ососзнанно, по инициативе недобросовестных производителей) венецианское стекло иногда также называют смальтой. Главное отличие смальтированного стекла от настоящей смальты - материал и способ создания отдельных элементов. Смальта получается в результате спекания стекла, а смальтированное стекло - варится. В смальте элементы формируются исключительно вручную, а в смальтированном стекле чипы формируются с помощью штамповки. При создании мозаичного изображения готовые чипы смальтированного стекла могут колоться или резаться вручную, но смальтой оно от этой операции не становится. Весьма распростаненным приемом при варке смальтированного стекла является добавка в него мелкой медной пыли, в результате чего в чипах появляются прожилки и вкрапления с характерным металлическим блеском. За сходство с природным полудрагоценным камнем данное стекло получило название "авантюрин", хотя по сути таковым не является. Еще одна технология, применяемая при производстве смальтированного стекла - нанесение на поверхность чипов тонкой пленки из иридия, создающей эффект блеска и радужных переливов. Смальтированное стекло получило широкое распространиение в виду значительно более низкой стоимости по сравнению с настоящей смальтой при практически аналогичных художественных возможностях. Именно такую мозаику предлагают ведущие мировые бренды.

 

СмальтаСмальта

Мозаичное изображение из смальтыФрагмент мозаичного панно из смальты

Мозаика из смальтированного стеклаМозаика из смальтированного стекла

Стеклянная мозаика с аванюриномСтеклянная мозаика с аванюрином

Еще одну технологию производства стеклянной мозаики можно назвать пограничной между стеклом и керамикой. Мозаичные чипы производятся путем спекания мелкой стеклянной пудры, а декоративный эффект достигается путем нанесения на чипы глазури. Подобная мозаика уступает по декоративным качествам смальте и смальтированному стеклу, но отличается невысокой стоимостью, поэтому часто применяется при облицовке больших площадей - например бассеинов.

 

Мозаика из прессованной стеклянной крошкиМозаика из прессованной стеклянной крошки

Относительно новой разновидностью мозаики является мозаика из прозрачного стекла. В процессе ее производства используется стекло толщиной 4 мм (реже 6 или 8 мм), которое нарезается на чипы, края которых обрабатываются с целью безопасности. Декоративный эффект в такой мозаике достигается путем нанесения на ее тыльную сторону красочного слоя. Слой может быть как однотонным, так и многокрасочным в виде рисунка или орнамента. Подобная мозаика имеет весьма оригинальный вид, но ее применение ограничено теми идеями, которые были реалиизованы на предприятии-изготовителе в процессе производства. Для составления сложных мозаичных изображений такая мозаика не используется. Использование в данной мозаике прозрачного стекла несколько сужает области ее применения. В основном мозаика используется на стенах внутри зданий. Применение снаружи зданий и на полах в общественных помещениях нецелесообразно, поскольку в таких случаях на поверхности стекла неизбежно появление микроцарапин, негативно отражающихся на внешенем виде такой мозаики.

Еще одна разновидность мозаики из стекла - мозаика, в которой чипы имеют сложную форму и рельефную поверхность. При изготовлении такой мозаики также используется стекло окрашенное в массе, а за счет больших полей между элементами важную роль при укладке такой мозаики начинает играть состав, использованный для заполнения швов. Наиболее эффектно такая мозаика смотрится при использовании эпоксидных затирочных составов.

В заключение данного обзора хочется добавить, что на рынке в достаточной мере представлена мозаика, в которой комбинируются и стекло, и металл, и камень. Такая мозаика имеет весьма оригинальный внешний вид, и получила в последнее время достаточную популярность.

 

Мозаика из прозрачного стекла с принтомМозаика из прозрачного стекла с принтом

Фигурная мозаика из стеклаФигурная стеклянная мозаика

Смесь из стеклянной и каменной мозаикиСмесь из стеклянной и каменной мозаики

Настоящая публикация является собственностью компании "М-Витреа" и охраняется законодательством об авторских правах. Перепечатка публикации полностью или любого ее фрагмента является нарушением данного законодательства.