История мозаики

15.09.2010

Мозаика — декоративно-прикладное и монументальное  искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности небольших элементов разного цвета и фактуры.

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н.э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см. и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н.э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Во II-I веке до нашей эры, когда римская мозаика стала одним из основных художественных приемов в отделке интерьера, были созданы первые производства смальты как материала для декоративных и отделочных работ.

Смальта — цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений. Смальта стала основным материалом для изготовления мозаик. Выплавка смальт осуществлялась в специальных мастерских, число получаемых цветовых оттенков перевалило за сотню.

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). Возрождением русской мозаики занимался М. В. Ломоносов, который развивал два важных и тесно взаимосвязанных направления:

- развитие прикладной науки о стекле — варка смальт;
- создание разнообразных мозаичных произведений.

Техника создания мозаичных картин из смальты сохранилась и в настоящее время. Однако большая доля ручного труда в процессе создания мозаики из смальты позволяет говорить об этой технике, как о направлении искусства, имеющего весьма ограниченные области применения. В первую очередь ограничения связаны с высокой стоимостью и продолжительным временем создания мозаичных изображений.

Современные достижения науки и техники позволили модернизировать процесс создания мозаики, а новые мозаичные материалы значительно расширили сферы ее применения. В настоящее время промышленными способами производится широкий круг мозаичных материалов – каменная мозаика, керамическая мозаика, мозаика из ценных пород древесины и металла. Однако наиболее близкой к смальте по художественным возможностям является мозаика из стекла. Комбинация современных минеральных красителей и передовых методик варки стекла позволяет получить широчайшую цветовую гамму и большое разнообразие фактуры стеклянных заготовок, используемых в процессе сборки мозаики. Компьютерные технологии обработки изображений и автоматизация производственных процессов позволяют с минимальными затратами времени и трудовых ресурсов создавать стеклянные мозаичные изображения самой высокой сложности.

Шумерская мозаика

Мозаика Коринфа

Римская мозаика

Византийская мозаика

Мозаика М.В. Ломоносова

Современная стеклянная мозаика